Анализирует идеалы древности и современности Максим Васильев, методист по музейно-образовательной деятельности выставочного зала «Родина».
Древность: выживание племени → пышные формы

В древности от количества детей зависело выживание племени. Именно поэтому в то время идеалом считались у женщин пышные формы и рыхлый живот. Привлекательность мужчины определялась способностью добывать пропитание.
Античность: олимпийские игры и войны → подтянутые мускулистые фигуры

В Древней Греции в культ ставилась мужская фигура. Мужчина должен был быть мускулистым и подтянутым. К женщинам были похожие требования: широкие плечи, мускулистое телосложение. В то время развился культ телесности из-за Олимпийских игр. Кроме того, постоянные конфликты требовали хорошей физической подготовки.

У молодых греков были волосы по плечи, а на лоб надевался обруч. Старики носили короткую стрижку и бороду, которая являлась символом мудрости. Отсутствие волос на теле воспринималось как признак молодости, а наличие — агрессивности и животности. Поэтому на уцелевших произведениях искусства трудно найти мужчин с волосяным покровом тела.
Средние века: религия → подражание святым

В Средние века в Европе была сильная церковь, а религиозность отражалась на каждом аспекте жизни, на внешности в том числе. Для женщин идеалом был образ Богоматери, поэтому в средневековых портретах девушек мы видим аскетичность и худощавость. Волосы было принято прятать под головные уборы и платки. Тех, у кого были густые длинные волосы, считали исчадиями ада.

Простолюдинки могли иметь пышные формы, но это считалось вульгарностью. А дворянки за строгим постом полностью отрекались от телесных ощущений и переставали за собой следить.

Мужчин также не заботил их внешний вид: аскетичность распространялась и на них.
Возрождение и Просвещение: возврат к античности → естественность

В эпоху Ренессанса снова обращаются к идеалам античности. Влияние церкви на человека ослабло, стало возможным относительное проявление индивидуальности. Среди женских идеалов снова замелькали пышные формы. Эти тенденции особенно видны на картинах Рубенса. Для мужчин идеалом были спортивные фигуры, они равнялись на древнегреческие статуи олимпийцев. Лишь во времена Романтизма исчез атлетичный идеал: мужчинам разрешалось показывать свои чувства, следовательно, и выглядеть более нежно. Для крестьян идеалом по-прежнему были высокие господа.

В эпоху Просвещения наука повлияла и на восприятие человеческого тела. Новый канон провозглашал естественность, отсутствие макияжа и париков.
Первая половина XX века: войны → сильные атлетичные фигуры

Вместе с уравниванием прав мужчин и женщин последние становятся более спортивными и стройными — то есть идеальная женская фигура становится более приближенной к мужской. В то время не считалась красивой пышная грудь.

В начале XX века в искусство приходят реализм и натурализм: художники полностью отказываются от идеализации. На плакатах появляется обычный рабочий. Раньше изображение мужчины было всегда без волос на теле, но во время реализма перед нами предстают реальные мужчины с густым волосяным покровом.

В первой трети столетия идеалом становится мускулистость из-за патриотической культуры, милитаризации и Первой мировой войны. Сильные претензии к мужскому телу формируются в Германии: в меру не брит, стройный и спортивный, с умеренным волосяным покровом на груди. Исследователи называют этот набор признаков «фашистским телом».
Вторая половина XX века: демографический кризис → от пышных форм до худобы

В послевоенное время все идеалы, связанные с репродуктивной функцией женщины, возвращаются. Это можно объяснить тем, что нужно было срочно восполнять демографическую яму. Именно в это время появляется Мерлин Монро, которая становится кумиром для многих девушек.

Лишь в 1980–1990 годах появляются анерексичные формы. Модель Лесли Хорнби при росте 177 см весила всего 40 кг. Исследователи моды считают, что её появление на подиуме породило новый идеал.
Ещё одной версии появления моды на худобу обязаны страховщикам. Американская страховая компания вывела идеальный вес. Его превышение на 10 процентов признавали ожирением, которое ведёт к сердечным заболеваниям. Из-за этого страховая компания повышала цену на страховку для полных людей. Под повышение попали многие, поэтому небогатые люди, чтобы получить страховку по выгодной цене, худели.

Также исследователи предполагают, что над популярностью худой фигуры постарались и маркетологи средств для похудения. Именно в их рекламе впервые появляются очень худые девушки.

В начале двухтысячных возвращаются более округлые формы и появляются знаменитые параметры «90−60−90».
Современность: исчезли ли стереотипы?

К концу XX века чёткая граница между мужчинами и женщинами начала стираться. Женщины стали выглядеть более мужественно, а мужчины переняли что-то у женщин. Девушкам больше не нужны широкие бёдра для привлечения внимания. Наоборот более красивыми считаются узкие бёдра: послевоенные годы давно закончились, и женщинам уже не нужно рожать много детей. Сейчас женщине удобнее иметь более мобильное тело. На данный момент это стало возможно. Кроме того, реклама усиливает желание быть стройным.

Во все времена женщине нужно было сознательно конструировать тело и образ. Теперь такая разница во времени и деньгах уменьшилась: сейчас мужчины тратят также много времени на внешний вид.
Эксперименты с внешностью стали возможны, потому что сейчас «тепличные» условия проживания в городах. Человеческой жизни практически ничего не угрожает, если сравнивать с предыдущими эпохами. Поэтому есть возможность больше времени посвящать своему образу.

В разных странах отличаются идеалы красоты. В Южной Африканской республике испокон веков красивыми считаются полные женщины. Для них полнота свидетельствует о здоровье и богатстве семьи. Но постепенно влияние медиа добирается и туда. В Индии один из принципов жизни — гармония души и тела. У женщины особенно ценятся округлые формы и большая грудь. Часто в странах третьего мира большое влияние оказывает религия и культ семьи. Там низкий уровень жизни, и до сих пор выживаемость рода зависит от возможности женщины родить как можно больше здоровых детей.
Откуда растут идеалы и пропадут ли они

Художники и скульпторы не создают идеалов. Скорее наоборот — они отражают, что уже существует.

Само понятие «идеал» отражает то, что существует в обществе и почитается по каким-либо причинам. В Греции были Олимпийские игры, их победители почитались как сильные представители общества. Естественно, что их фигуры были идеалом. Скульптуры в мраморе лишь немного усилили эффект.

Человеку нужно обязательно стремиться к какому-то идеалу. Сейчас мы смотрим на рекламу, раньше смотрели на представителей высшего сословия. Люди выше по статусу являются трансляторами общественного мнения. Человек — существо социальное, для него на подсознательном уровне важно быть частью общества. Именно поэтому он ориентируется на идеалы, которым следуют остальные члены общества. Быть внешне похожим на остальных заложено биологическим принципом выживания.
Если все будут максимально разными, это усложнит общественные отношения, получится хаос. Существование идеалов, моды и трендов упрощают социальные отношения. Люди не могут считать себя красивыми, потому что общество давит на каждого. Под этим давлением формируется стереотип-идеал, который мы и хотим увидеть в зеркале. Это безопасное положение для человека — быть как все.

Если будут определённые социальные и культурные обстоятельства, то возможно люди научатся спокойно воспринимать себя и других вне зависимости от внешности. Такой момент был уже в Эпоху просвещения: идеалом была естественность, и принимались самые разные формы. При этом нельзя сказать, что мы регрессируем. Конечно, медиа сильно влияют на сознание, но всё же есть люди, которые спокойно воспринимают свою внешность, есть и показы плюс-сайз моделей. Со временем, мне кажется, исчезнет осуждение любой внешности.
Изобразительное искусство сейчас для самих художников. Сомневаюсь, что люди находят для себя какие-то идеалы в картинах (кроме тех, кто связан с искусством). Последний период, когда искусство имело большое значение для нашей страны — это послевоенные годы. Соцреализм того времени мотивировал работать: на картинах, плакатах, мозаиках часто были крепкие молодые люди за станком или в поле. На них действительно хотели быть похожими. Телевизор и реклама ещё не так сильно влияли на сознание человека, а интернета не было вообще.

Часто некрасивое по общепринятым стандартам связывается с чем-то аморальным. Например, полнота часто подсознательно ассоциируется с обжорством. Возможно, именно поэтому полных людей считают некрасивыми. Также работает принцип противоположности: если худоба — это хорошо, то полнота — плохо. Для нашего мозга нормально делить всю информацию на категории. Благодаря этому налаживается обработка информации и взаимодействие с другими людьми. Деление на «чёрное и белое» свойственно в большей степени детям, однако существуют ситуации, в которых и взрослые для упрощения процесса мышления выделяют только две крайности.
Культура медиа (особенно мультики и фильмы) тоже влияют на сознание. Современный ребёнок живёт в окружении персонажей, которые очень худые, с идеальной кожей и без малейшего изъяна. Всё, что не похоже на них, воспринимается как отклонение, а несоответствие идеалам ребёнок связывает с чем-то плохим. Массовая культура сильно влияет на сознание детей. Поэтому чем больше она будет наполнена разными образами, тем больше будет толерантности у подрастающего поколения. Например, то, что в кино часто играют темнокожие люди, способствует исчезновению предрассудков насчёт цвета кожи.

Влияет на восприятие внешности абсолютно всё: политика, климат, социальная обстановка. Государство в зависимости от своих потребностей транслирует свой идеал: в Советском Союзе всюду были сильные мускулистые люди из-за необходимости восстановления страны. В современном обществе могут быть примером закрытые страны, в которых идеалом является лидер государства. Все хотят на него быть похожи, так как страна закрыта, и люди не видят другого.

Сложно ответить, когда идеалы влияли на человека сильнее. Мне кажется, что это цикличный процесс. Всё же можно предположить, что в древности влияние идеала было сильнее, так как всё было обусловлено инстинктами сохранения рода. Сейчас же мы руководствуемся этим в меньшей степени, и понятие «идеал» более индивидуализировано.
Прочитать ещё
Прочитать ещё
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website